Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Новости

Версия для печати

Об итогах встреч представителей Россельхознадзора и компетентных служб Евросоюза на полях Восьмой Комиссии по фитосанитарным мерам ФАО

18 апреля 2013 г.

Российская делегация, возглавляемая начальником Управления фитосанитарного надзора и качества зерна Россельхознадзора Александром Исаевым, провела техническую встречу с представителями служб карантина растений ряда стран-членов Евросоюза (Ирландии, Бельгии, Литвы, Латвии, Нидерландов, Чехии, Дании и Франции) при участии Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителей. Были обсуждены вопросы взаимных поставок подкарантинной продукции, в связи с действующими с 2000 года в Евросоюзе ограничениями в отношении ряда видов российской подкарантинной продукции, а также в связи с введением Россельхознадзором с 1 июня 2013 года временных ограничений на ввоз из стран Евросоюза семенного и продовольственного картофеля, посадочного материала плодовых, декоративных и лесодекоративных культур, а также растений выращенных в закрытом грунте, и ввозимых с целью посадки на территории России.

Европейская делегация передала представителям Россельхознадзора сравнительные таблицы, в которых указывалась степень регулирования Директивами Совета Европы карантинных для России объектов, а также представила презентацию о фитосанитарных мероприятиях в отношении семенного картофеля, проводимых на территории Нидерландов и Франции. По мнению российских экспертов, однако, представленные материалы не отражали в полной мере информации, предусмотренной положениями международных стандартов по фитосанитарным мерам, и носили декларативный характер. Кроме того, европейская сторона продемонстрировала образец фитосанитарного документа, не являющегося приложением к фитосанитарному сертификату, но ссылка, на который может указываться в фитосанитарном сертификате. Такой документ может выдаваться национальной организацией по карантину и защите растений страны — члена Евросоюза по запросу отправителя, в котором и будет указываться информация о фитосанитарном состоянии, отгружаемой продукции. В этой связи, принимая во внимание свободное перемещение подкарантинной продукции по территории стран-членов Евросоюза, когда зачастую фитосанитарный сертификат, и товаротранспортные документы выдаются в разных странах, в этом случае не ясно кто будет нести ответственность за фитосанитарное состояние поставляемой из Евросоюза продукции.

Также в ходе встречи обсужден вопрос о дискриминационных мерах в отношении ряда видов подкарантинной продукции (учитывая официальное подтверждение европейской стороны об отсутствии научного обоснования указанных ограничений), которую Россия могла бы поставлять в страны Евросоюза. Свою позицию по этому вопросу европейская сторона обосновала отсутствием у них информации о системе фитосанитарного контроля и фитосанитарном состоянии территории России — хотя система фитосанитарного контроля на территории России соответствует требованиям международных стандартов по фитосанитарным мерам, а оформление фитосанитарных сертификатов на отгружаемую из России продукцию осуществляется только по результатам лабораторных исследований этой продукции, после официального заключения о ее фитосанитарном состоянии, являющегося обязательным документом при оформлении фитосанитарных сертификатов. Еежегодный обзор фитосанитарного состояния территории России представлен на официальном сайте Россельхознадзора. Для рассмотрения вопроса об отмене этих ограничений европейская сторона обратилась к Россельхознадзору с просьбой представить информацию в отношении растений, попавших под этот запрет и карантинных объектов (об их распространении на территории России и мерах принимаемым к ним в целях их ликвидации на территории России). После рассмотрения российских материалов, европейская сторона намерена провести аудит системы фитосанитарного контроля на территории России. Россия, в свою очередь, проведет аудит общеевропейской системы фитосанитарного контроля. Участники встречи также обсудили информацию, размещенную на официальном сайте Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений в разделе «EPPO Reporting Service» за октябрь 2012 года под номером 2012/218, согласно которой при ежегодном обследовании в Чехии, в продовольственном картофеле, полученном из семенного картофеля из Нидерландов, выявляется карантинный для России объект — бурая гниль картофеля (Ralstonia solanacearum (Smith) Yabuuchi et al.). Несмотря на существующую, по мнению европейской стороны, прослеживаемость и ответственность как национального органа по карантину и защите растений страны экспорта (100% тестирование всех образцов на указанное заболевание), так и европейских экспортеров и производителей (обязательная регистрация в реестре экспортеров и производителей) семенного картофеля произведенного на территории Евросоюза, ни одна из сторон до настоящего времени не смогла представить результаты расследования сложившейся ситуации, а также сообщить о мерах принятых к производителям зараженной продукции, что ставит под сомнение эффективность системы фитосанитарного контроля осуществляемой на территории Евросоюза. При этом европейская сторона заявила, что официальное расследование этой ситуации и поставки картофеля из Нидерландов в Чехию осуществлялись на основе действующего двустороннего соглашения между этими странами. При этом, как известно, европейская сторона неоднократно заявляла о неприемлемости заключения Россией двусторонних соглашений с отдельными странами-членами Евросоюза, что свидетельствует о политике двойных стандартов, особенно в связи с тем, что положениями Международной конвенции по карантину и защите растений и Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам Всемирной торговой организации предусмотрено заключение двусторонних соглашений и является дискриминацией по отношению к России.

Категории: Гармонизация ТС/ЕС , Фитосанитария и карантин растений , Ветеринария , Таможенный союз , Ввоз. Вывоз. Транзит

Ключевые слова: Таможенный союз, Евросоюз, Семенной контроль