Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Новости

Версия для печати

"Что такое Аргус и зачем он"

14 июня 2009 г.

Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов

Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Посредством электронной приемной на мое имя поступило письмо от Г-на Сергея Зезина, которое содержит вопрос, показавшийся мне симптоматичным по причинам того, что:

- он, наверное, возник не только у г-на Зезина,

- его возникновение говорит о том, что пора поделиться с коллегами из ветеринарных служб субъектов Российской Федерации и членами бизнес-сообщества нашими планами, связанными с Аргусом.

По этой причине ответ размещается на сайте Россельхознадзора.

Вопрос был следующий (стиль и пунктуация – автора):

Уважаемый Николай Анатольевич. Разъясните пожалуйста, необходимо-ли предоставлять Россельхознадзор на бумажном носителе заявку на разрешение на ввоз при ее подаче в электронном виде в системе «Аргус». Большое спасибо.»

Ответ будет несколько шире, чем вопрос, и будет касаться Аргуса как системы в целом. Наверное, целесообразно, чтобы те из вас, кто интересуется, знали из первых рук, что мы делаем и зачем.

Тем, кому неинтересно, даю короткий ответ: «пока необходимо».

Те, кому интересно, читайте дальше.

Аргус изначально задумывался как интегрированная система автоматизации информационной составляющей ветеринарного надзора в России. Причем именно ВСЕГО ветеринарного надзора, а не только той его части, которая касается надзора на госгранице и процесса выдачи разрешений на ввоз/вывоз/транзит поднадзорных грузов. Фактически речь шла изначально о создании целостной и совершенно новой информационной среды для российской ветеринарии и пищевой безопасности.

Естественно, что сразу создать такую систему под силу только разве что компании – гиганту типа Майкрософт, да и то при многомиллионных (в долларах) инвестициях.

Когда 3 года назад мы начинали работы над Аргусом, у нас не было ничего. Вообще ничего – ни специалистов, ни финансирования, ни интереса со стороны государства. Было только понимание, что сделать это необходимо, иначе у нас в теперешней ситуации нет шансов на реальный контроль биологической и пищевой безопасности.

Попытки получить целевое финансирование на эту работу окончились неудачей. Практическая работа началась с распоряжения, которое отдал мне Сергей Алексеевич Данкверт. Уже не помню точных слов, но смысл помню: делать нужно, денег нет, делайте, как сможете.

Ну мы и начали делать примерно так, как строит дачу человек, у которого денег нет – из подручных материалов, долго, трудно.

Прежде всего, сформировали группу специалистов - программеров, дали им возможность профессионально расти и работать. Стали ставить им конкретные задачи (сайт, Аргус, другие). Задачи потихонечку реализовывались, воплощались в тех или иных программных блоках (модулях).

Осенью прошлого года мы начали «ходовые испытания» того, что сейчас называется Аргус – нескольких программных блоков целостной системы.

Это были блоки автоматизации обработки заявок на ввоз/вывоз/транзит поднадзорных грузов, сначала не всех, а только мяса. Причем электронные заявки формировали наши специалисты – те, что работают в центральном аппарате Россельхознадзора – на основе стандартных (на бумаге) заявок ветеринарных служб субъектов Российской Федерации.

Когда мы убедились, что система работает, она была подключена к Интернету.

Затем началась реализация программы обучения пользованию Аргусом специалистов Россельхознадзора и специалистов ветслужб субъектов Российской Федерации. Она продолжается и сейчас.

Затем к практической работе с Аргусом были подключены наиболее продвинутые ветслужбы субъектов Российской Федерации. Сначала 3, потом 10.

Убедились, что система работает.

Потом попросили руководство Национальной Мясной Ассоциации дать нам десяток наиболее продвинутых компаний, занимающихся импортом и экспортом мяса, и подключили к системе их. Они стали формировать электронные заявки, а мы – обрабатывать их в электронном виде.

К этому времени у нас были уже готовы все основные программные модули разрешительной подсистемы Аргуса (пока только в той части, которая касается мяса):

  1. Хозяйствующего субъекта - компании, занимающейся экспортом – импортом - транзитом (это модуль создания запроса на ввоз/вывоз/транзит),
  2. Ветеринарного управления субъекта Российской Федерации (это модуль первичной обработки запроса хозяйствующего субъекта),
  3. Ветеринарного управления стран СНГ (это модуль обработки запросов на транзит поднадзорных грузов),
  4. Управления ветеринарного надзора (это модуль обработки заявок, принятия решения, доведения решения до заинтересованных сторон),
  5. Территориального управления Россельхознадзора (это модуль слежения за ввозом),
  6. Пограничного ветеринарного пункта Россельхознадзора (это модуль пограничного контроля и фиксации входящих/выходящих грузов).

Когда и эта стадия завершилась, к Аргусу были подключены все ветслужбы субъектов Российской Федерации, все Территориальные Управления Россельхознадзора, все пограничные пропускные пункты, где есть наши специалисты, все желающие хозяйствующие субъекты. Последних, кстати, до обидного мало до сих пор.

Параллельно мы работали над новыми подсистемами Аргуса – теми, при помощи которых должны выдаваться разрешения/отказы на ввоз/вывоз/транзит пищевых продуктов, кормов и живых животных. Сейчас и они уже работают.

В настоящее время мы работаем над подсистемами Аргуса, которые предназначены для обработки запросов на ввоз/вывоз/транзит лекарственных средств для животных, рыбы и морепродуктов. Продолжаются программы обучения пользователей Аргуса (сотрудники ветслужб и сотрудники хозяйствующих субъектов).

По завершению этой работы мы получим средство для электронной обработки всех (в смысле любых) заявок на ввоз/вывоз/транзит всего, что поднадзорно ветеринарному надзору, а все хозяйствующие субъекты получат средство для автоматизированного создания заявок на ввоз/вывоз/транзит.

Что это нам дает?

Аргус дает комфорт для пользователя. Например, хозяйствующий субъект, который пишет запрос на бумаге, часто ошибается. Запрашивает то, что заведомо не может быть разрешено, запрашивает то «чаво вообще не может быть», не указывает необходимых свойств товара, без которых нельзя рассматривать заявку (например, указывает в запросе «рыба» и не указывает какая именно), указывает невозможные технически маршруты ввоза и т.д. и т.п. Получив такую заявку, мы отвечаем «запрос не может быть рассмотрен по тем-то причинам» или отказываем в выдаче разрешения по техническим причинам. Хозяйствующий субъект пишет новую заявку и пошла песня по кругу. Теряет время (а значит и деньги) бизнесмен, теряем время мы.

Если хозяйствующий субъект оформляет заявку посредством соответствующего модуля Аргуса, то этот модуль НЕ ДАСТ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТИ составить «неправильную» заявку, и поможет составить «правильную» заявку. При составлении заявки на бумаге эту функцию должны выполнять специалисты ветслужбы субъекта Российской Федерации, причем исполняют они ее часто очень некачественно.

Если хозяйствующий субъект создаст заявку в Аргусе, то она СРАЗУ, как он нажмет “Enter”, попадет в федеральную базу (она является составной частью Аргуса) данных. С этого момента ее видят все, кому положено: сам хозяйствующий субъект (специалисты, уполномоченные, собственником), специалисты ветслужбы субъекта Российской Федерации, на территорию которой будет осуществлен ввоз (специалисты, уполномоченные главным госветинспетором субъекта Российской Федерации), специалисты Управления Ветеринарного надзора (центральный аппарат Россельхознадзора), главный госветинспектор. Никто другой ее не видит. Заявка никуда не потеряется (с бумажными заявками это случается сплошь и рядом – тут и ошибки почты, и небрежность исполнителей, и, возможно, чьи-то происки). Заявку рассмотрят вовремя: процесс контролируется компьютерами, задержка рассмотрения против нормативного срока порождает в системе сигнал тревоги.

Ответ не будет пересылаться по почте (не будет и соответствующей потери времени), а сразу будет размещен в электронном виде, в Аргусе. Его сразу увидят все кому положено: хозяйствующий субъект, специалисты ветслужбы субъекта Российской Федерации, на территорию которой будет осуществлен ввоз, специалисты Управления Ветеринарного надзора (центральный аппарат Россельхознадзора), специалисты Территориального Управления Россельхознадзора, в зону ответственности которого будет осуществлен ввоз, специалисты Погранветпункта, через который будет осуществлен ввоз. Никто другой его не увидит.

Уже на данном этапе при нормативном (предусмотренным Регламентом) сроке рассмотрения в Россельхознадзоре заявки, который составляет 1 месяц, ответы в среднем формируются за 12-14 дней. В скором времени этот срок будет сокращен еще вдвое.

Аргус сам по себе – это мощный антикоррупционный инструмент. В Аргусе все видно, нельзя переложить заявку «наверх», нельзя отложить ее в долгий ящик или потерять, хозяйствующий субъект видит весь процесс. Нельзя одним разрешить одно и тоже, а другим не разрешить – все ж видно. И так далее.

Аргус – это средство автоматизации отчетности и поиска для специалистов ветслужб – их время не тратится на поиск информации и составление отчетов. Не тратится, следовательно, высвобождается для другой работы.

Теперь отвечаю подробно на поставленный вопрос: почему в настоящее время необходимо давать и электронный и бумажный запрос? Почему бы не давать только электронный, раз этот путь дает столько преимуществ?

Причин несколько.

Первая причина заключена в том, что у нас нет целевого финансирования на развитие электронных систем. Поэтому мы не можем запустить за короткое время дополнительные серверные площадки. А они необходимы для обеспечения живучести системы.

Почему необходимы, легко представить, если подумать что будет при прекращении подачи бумажных заявок (это приведет к разрушению системы их составления и передачи), а Аргус, как электронная система, «зависнет». Ни создать заявку, ни передать, ни ввезти ничего, ни вывезти пока или Аргус опять не заработает, или опять не наладим бумажный документооборот. Вот и представьте, что Аргус провисел дня три-четыре. Что будет твориться на погранпостах? Сколько денег потеряет бизнес-сообщество?

Каков вывод? Полностью отказаться от бумажного документооборота нельзя до момента, когда мы качественно увеличим живучесть системы. Для этого необходимо создать к первой серверной площадке (она расположена во Владимире, там размещен головной сервер системы) еще несколько. Их надо, как минимум, 5:

  1. Москва – резервный центральный сервер, обслуживающий Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа, (этот сервер уже готов, сейчас отрабатываются системы взаимодействия его с головным сервером),
  2. Питер – резервный сервер, обслуживающий Северо-Западный и Приволжский федеральные округа,
  3. Западно-сибирский сервер (скорее всего, будет размещен в Новосибирске),
  4. Восточно-Сибирский сервер (скорее всего, будет размещен в Иркутске),
  5. Дальневосточный сервер (где будет размещен еще не ясно – выбираем площадку).

Все это не так просто, поскольку разные серверные площадки должны быть включены в сети, поддерживаемые разными линейными концентраторами (компании, владеющие магистральными линиями цифровой связи), чтобы авария одного из них не влияла на работу Аргуса. А такое подключение технически непростое и дорогое.

Таким образом, хотя бумажные заявки уже не нужны как таковые, в смысле информатики они – только страховка на случай аварии в системе (слава Богу, ни одной аварии в системе пока еще не было с момента ее запуска) – отказаться от них мы пока еще не можем – слишком велик риск.

Предваряя логичный вопрос о том, пытались ли мы получить целевое финансирование, на столь полезное дело отвечаю: да, пытались, разными путями. Не удалось.

Программа «Электронная Россия», широко озвученная в печати и разрекламированная, возможно, где-то и существует, но все наши попытки получить средства через нее (казалось бы, что именно для таких проектов ее и создавали) дали результат в точности равный нулю. У меня даже возникло личное впечатление, что такой программы вообще нет. Разговоры о ней есть, а дела – нет.

В функциях Россельхознадзора финансирование подобных работ нет, значит и целевых средств Минфин не дает.

Хваленый фонд Била Гейтса (про который говорят, что они такие проекты поддерживают в первую очередь), Международный Научно-Технический Центр (который имеет такую специальную форму работы как CSP - проекты информационной поддержки), Российский Фонд Фундаментальных Исследований дали точно тот же результат, как и Электронная Россия: минус ноль (время потрачено, толку нет).

Мое обращение в два ОЧЕНЬ ШИРОКО известных банка не породило вообще никакого ответа даже в порядке вежливости. Это, собственно, не удивительно – стандартный результат (поэтому я и названия банков не озвучиваю) общения с подобными структурами, но попробовать все же надо было.

Спонсоров, даже среди тех бизнесменов и бизнесвуменов, в интересах которых в значительной мере и создается система, почему-то тоже не нашлось. Это не упрек в их (ваш) адрес, поскольку такие системы должны создаваться государством.

И так далее.

Вторая причина заключается в том, что изменения в нашем законодательстве никак не успевают за изменениями в нашей жизни, особенно в технике. А в законодательстве записано, что мы принимаем к рассмотрению письменные заявки и ничего не сказано ни об электронных заявках, ни, тем более, об Аргусе. Вот и вынуждены мы собирать и складировать бумажные заявки, хотя они сейчас почти не нужны, а скоро (когда реализуем меры по повышению живучести системы) будут вообще не нужны. Тут мы уже предпринимаем необходимые шаги и ситуация, надеюсь, скоро исправится. Все это долго, потому, что Россельхознадзор лишен права разрабатывать законодательные акты или вносить предложения по их изменению.

Третья причина заключается в том, что как среди хозяйствующих субъектов, так и среди специалистов ветслужб, еще много людей, которые не умеют пользоваться компьютером. Я б даже больше сказал: некоторые из них не только не умеют, но и учиться не желают. То ли слишком великие для того, чтобы учиться, то ли до такой степени боятся нового …

Есть и еще несколько причин, которые менее важны или легче решаются.

Так или иначе, но, думаю, до конца этого года Аргус как разрешительная система заработает в полном объеме (все группы товаров, отсутствие необходимости в бумажных заявках и т.д.) и заработает надежно.

Коротко - о том, над чем мы работаем сейчас.

Идет работа над «лабораторным модулем» - это программный комплекс для автоматизации информационной части работы ветеринарных лабораторий и лабораторий ветсанэкспертизы. Пока не всей их работы, а только той ее части, которая касается проверки безопасности ввозимых/вывозимых в/из страну грузов. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие экспортно-импортные операции прекрасно знают, сколько тут возникает проблем, например, необходимость проводить повторные лабораторные исследования (а значит и повторно оплачивать их). С вводом в действие лабораторного модуля большинство из них будет решено.

Идет работа над «рыбным» модулем, над «лекарственным» модулем.

Идет работа над совершенствованием самого ядра Аргуса.

Идет работа над системой передачи информации между серверами и над повышением устойчивости Аргуса к авариям серверов, линий связи, взломам, над защитой конфиденциальной информации.

Идет работа над «коробочной версией» модуля хозяйствующего субъекта. Это будет диск с инсталлером и программой, которая будет работать как в режиме on-line, так и в режиме off-line и будет реализовывать ряд дополнительных сервисов для пользователя.

Коротко – о том, над чем будем работать в скором времени.

Будем работать над:

дополнительными сервисами системы (например – поиск бизнес-партнеров в других странах),

совершенствованием системы,

над выдачей внутренних электронных ветеринарных сопроводительных документов.

О том, над чем будем работать в перспективе говорить не буду. Все равно не поверите.

С наилучшими пожеланиями,

Н. Власов

Зам. Руководителя Россельхознадзора,

Главный государственный ветеринарный

инспектор Российской Федерации

Категории: Автоматизированная система АРГУС , Руководство , Ввоз. Вывоз. Транзит

Ключевые слова: Данкверт С. А., Мясо, АРГУС, Чили, Рыба, Инспекция, Власов Н. А.

Новости по теме

О запуске модуля АИС Аргус, поддерживающего автономный режим рассмотрения заявок на получение разрешения на вывоз продукции морского промысла и продукции ее переработки  / 27.06.2012

О действиях по устранению проблем с оформлением ветеринарных сопроводительных документов  / 25.06.2012

Семинар по обучению работе с автоматизированной системой «Аргус» для сотрудников ФТС  / 03.06.2011

О переводе в автономный режим модулей Аргус, обслуживающих выдачу разрешений на ввоз рыбы, других гидробионтов и продукции из них  / 17.12.2010

О рабочей встрече руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта с президентом Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC) Джеймсом Самнером  / 11.11.2009

По вопросу предоставления доступа к системе Аргус  / 03.06.2009

Об обращении заместителя Руководителя Россельхознадзора, главного государственного ветеринарного инспектора РФ Н.А. Власова к хозяйствующим субъектам  / 13.02.2009