Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)

*

Россельхознадзор / Новости

27 октября 2010 г.

О часто задаваемых вопросах по компартментализации

Вниманию хозяйствующих субъектов,

осуществляющих оборот продукции свиноводства,

Руководителям ветслужб

субъектов Российской Федерации

Уважаемые Дамы и Господа, коллеги,

Ко мне обратился с письмом генеральный директор Ассоциации предприятий мясной промышленности агропромышленного комплекса Краснодарского края «Кубаньмясопром». Письмо содержит ряд вопросов по компартментализации, ответы на которые, уверен, интересуют не только автора письма. Часть из них нам уже задавали, часть нет, но в таком суммированном виде они поступили впервые и потому подробный ответ публикуем непосредственно на сайте.

1. Будет ли признана компартментализация без официально признанного приказа Минсельхоза РФ?

Полагаю, что под официальным признанием Приказа Вы имеете в виду его регистрацию в Минюсте России. Если регистрация произойдет, то Приказ вступит в законную силу и будет «официально признан», следовательно будет исполняться. Если не будет зарегистрировано, то:

А) Если будут реализованы поручения, данные в рамках 299-го постановления Правительства Российской Федерации, в частности, за Главным госветинспектором Российской Федерации будет закреплено полномочие по регионализации, то ответ на Ваш вопрос - да, безусловно.

Б) Если нет, то она МОЖЕТ БЫТЬ признана, но для этого необходима договоренность ВСЕХ Главных госветинспекторов субъектов Российской Федерации.

PS: Вообще-то этот Ваш вопрос особого значения не имеет, как и мой ответ на него, поскольку компартментализация будет принята.

2. Как быть мясокомбинатам по закупке свинопоголовья, если хозяйства-поставщики ещё не прошли компартментализацию?

До завершения ПЕРВОГО этапа компартментализации того субъекта Российской Федерации, где находится хозяйство-поставщик, это не имеет особого значения, так как ветслужба этого субъекта Российской Федерации знакома с ним.

Но работать с данным хозяйством (а через него и с ветслужбой данного субъекта Российской Федерации) в целях проведения компартментализации следует чтобы ускорить данный процесс для своего же блага.

3. Какой перечень вопросов будет рассматриваться ветеринарной службой при прохождении компартментализации на мясокомбинатах? Ограничиться ли проверка только исследованием хозяйственных связей мясокомбината?

Нет, хотя это и будет основным предметом проверки.

Второй также очень важный предмет проверки – это качество документооборота комбината. Он должен быть организован настолько четко и прозрачно, чтобы наглядно демонстрировать прослеживаемость и показывать источники поставок сырья (включая живых животных для убоя).

4. Действительно ли условия компартмента распространяются только при объявлении территории неблагополучной по заболеванию животных?

Не «условия распространяются», а «правовые последствия наступают» при объявлении территории неблагополучной. Это если говорить формальным языком.

Если говорить языком простым это звучит так. Если территория благополучна, то для предприятия совершенно не важно к какому компартменту оно относится. А если территория НЕ благополучна, то болезнь может присутствовать в компартментах 1 и 2 и отсутствовать в компартментах 3 и 4. Тогда последние продолжают нормальную хозяйственную деятельность, а первые подпадают под ограничительные мероприятия.

5. Какими нормативными документами предусмотрено достижение температуры + 80 градусов в толще продукта при экспозиции не менее 30 минут ( пункт 2 Правил). Отраслевыми технологическими инструкциями выше указанные режимы не предусмотрены.

Ни какими. Это наша (авторов) ошибка (использовали биологический стандарт, а надо было использовать технологический). Надо было указать +72оС (как в технологии). Мы это исправим в дальнейшем. Пока не будем строго этого требовать, поскольку для инактивации вируса и +68 оС градусов довольно.

6. Для получения компартмента 3-4 одним из условий является отсутствие в радиусе 500 метров хозяйств, других мясоперерабатывающих предприятий и мест хранения с более низким компартментом , то есть, критерии не зависящие от самого мясоперерабатывающего предприятия и на устранение которых он в принципе не сможет повлиять.

Действительно, в данном случае имеются обстоятельства, почти не зависящие от самого предприятия. Однако, они реально и объективно влияют на его статус. И изменить этого нельзя.

7. Является ли наличие хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками живых свиней и мяса из Белгородской области условием для понижения компартмента этих предприятий?

Вопрос не очень понятен и не очень конкретен, поэтому пробую его перефразировать по двум возможным вариантам:

А) Является ли наличие хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками живых свиней и мяса из Белгородской области, ГДЕ ЕЩЕ НЕ ПРОВОДИЛИ КОМПАРТМЕНТАЛИЗАЦИЮ, условием для понижения компартмента этих предприятий?

Ответ: нет, не является, подробно см. ответ на вопрос 4.

Б) Является ли наличие хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками живых свиней и мяса из БЛАГОПОЛУЧНОЙ ПО АЧС Белгородской области, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ТАМ КОМПАРТМЕНТАЛИЗАЦИИ К БОЛЕЕ НИЗКИМ КОМПАРТМЕНТАМ, условием для понижения компартмента этих предприятий?

Да, является.

8. В Краснодарском крае работает единственный ветсанутильзавод по переработке боенских отходов, трупов павших животных и т.п. Как определить компартмент мясокомбината, имеющего хозяйственные связи с этим предприятием?

ОДНОСТОРОННЯЯ связь с бойней или утильзаводом, т.е. связь, когда с предприятия осуществляется вывоз, но не осуществляется ввоз из них и не используется транспорт бойни или утильзавода, не влияет на причисление предприятия к тому или иному компартменту.

9. Согласно п.п. «а» и «б» п.15.4 и п.16.4 Правил, отнести мясокомбинат к 4 компартменту можно будет лишь спустя 1 год, то есть в настоящее время это практически невозможно. Или же, в порядке исключения, присвоение компартмента 4 в настоящее время будет осуществлено без учёта этого срока, ввиду отсутствия ранее таких требований?

Конечно без учета. Этот срок будет учитываться через год и более после внедрения компартментализации в нашу жизнь.

10. Отпуск готовой продукции особенно оптовым покупателям производится из складов, расположенных на территории мясоперерабатывающих предприятий, поэтому исключить вход посторонних лиц и въезд постороннего транспорта на территорию мясокомбината невозможно

Если Вы спросили В ТОЧНОСТИ то, что хотели, то Ваш вопрос (точнее утверждение) не соответствует действительности. Не соответствует, поскольку при грамотной организации территории предприятия склады готовой продукции либо выносятся за пределы предприятия, либо для них делается выгородка. Въезд же постороннего автотранспорта непосредственно на территорию предприятия недопустим.

11. Каким образом будет осуществлена проверка контакта работников с домашними (дикими) свиньями или посещение лицами, работающими в хозяйствах с более низким компартментом?

Каким образом это будет осуществлять предприятие - не знаю. Я бы на месте администратора предприятия вставил это требование в контракт и периодически при помощи ветеринаров и службы безопасности проверял. Можно использовать и иные подходы.

Госветслужба будет проверять любыми доступными и законными способами, суть которых, вероятно, будет изменяться в зависимости от конкретных условий и конкретной демографии.

12. Какие документы необходимо требовать от проверяющих органов, осуществляющи , в том числе и плановые проверки, чтобы исключить понижение статуса?

Требовать у представителя проверяющего органа следует удостоверяющий личность документ, служебное удостоверение, расписку в том, что данный человек в течение означенного времени не посещал свиноводческих хозяйств и не контактировал с дикими свиньями.

Расписка дается (исходя из наиболее распространенной практики) в виде заполнения соответствующего бланка, либо в форме собственноручной записи в специальном журнале.

13. 20 сентября 2010г. вышло Указание № ФС–НВ-2/11700 заместителя руководителя Россельхознадзора Власова Н.А. о вывозе свиней и продукции свиноводства из ЮФО и СКВО, которым запрещается вывоз свиней и продукции свиноводства, отвечающих по всем нормам и параметрам ветеринарной и иной безопасности из предприятий и хозяйств отнесённых к компартменту 1-3 за пределы ЮФО и СКВО.

Ни один из пунктов Правил не ограничивает и не запрещает вывоз и перемещение из предприятий любого компартмента безопасной продукции и сырья по территории РФ. Ограничения касаются взаимоотношений самих предприятий между собой, отнесённых к разным компартментам. Поэтому Приказ Минсельхоза РФ № 258 от 23.07.2010г. «Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также, организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства» является противозаконным и нарушает действующие ветеринарно-санитарные нормы и требования для мясоперерабатывающих предприятий, ограничивает предпринимательскую и экономическую деятельность предприятий, нарушает законодательство РФ в части свободной конкуренции, так как служит основанием для принятия руководителями Россельхознадзора подобного рода указаний.

Упомянутые в Вашем вопросе Правила и мое указание не имеют непосредственной связи между собой. Из этого очевидно, что наличие указания ни коим образом не делает Приказ не законным, так приказ не является для него основой.

Основой для указания являются требования эпизоотической обстановки и интересы государства в части недопущения дальнейшего распространения АЧС.

Более того, Приказ предоставляет дополнительные возможности хозяйствующим субъектам, а отнюдь не ограничивает их прав. Если бы его не было, то указанием был бы запрещен вывоз продукции ИЗ ВСЕХ ХОЗЯЙСТВ, а не только из части, отнесенной к компартментам 1-3.

Что же касается ограничений свободы предпринимательства в условиях распространения особо-опасной болезни и карантина, то оно является совершенно обычным делом – сутью того, что именуется ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ (они ведь права и свободы ограничивают!), инструментом предотвращения распространения болезни, орудием уменьшения суммарного ущерба предпринимательскому сообществу и государству от такого распространения болезни. Тем более в таких случаях, как с АЧС, когда деятельность людей является ОСНОВНЫМ фактором распространения.

14. В настоящее время с большинством поставщиков сырья и потребителями готовой продукции мясокомбинатами заключены двусторонние договора и отнесения двух субъектов (мясоперерабатывающего предприятия и поставщика сырья или потребителя) к разным компартментам юридически не могут служить основанием для расторжения договоров, то есть, компартментализация не прописана в Приказе и Правилах как основание для расторжения в одностороннем порядке этих договоров без форс мажорных обстоятельств, что соответственно приведёт к экономическим санкциям к мясоперерабатывающим предприятиям.

Не верно.

Действия властей, приводящие к нарушениям контрактных обязательств для бизнеса являются форс-мажорными обстоятельствами, т.е. тем самым основанием, о котором Вы говорите. Если упоминания о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) нет в контракте, то это проблема низкой профессиональной грамотности юриста пострадавшего по этому поводу предприятия. Но даже если их нет в контракте, то применяются нормы Гражданского законодательства, а они гласят, что обязательства прекращаются невозможностью исполнения, если она (невозможность) вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. Акт госоргана и являются таким обстоятельством.

Это я простыми словами объяснил, а теперь как это звучит юридически правильно:

Не верно. Действия властей, делающих невозможным исполнения сторонами договоров своих обязательств являются форс-мажорными обстоятельствами, т.е. тем самым основанием, о котором Вы говорите.

При этом предпринимателям необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Так, статьей 416 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Частью 1 статьи 417 ГК РФ определено, что если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательств становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в порядке, предусмотренном статьями 13 и 16 ГК РФ.

Кроме того, частью 2 статьи 417 ГК РФ предусмотрено, что в случае признания в установленном порядке недействительным акта государственного органа, на основании которого обязательство прекратилось, обязательство восстанавливается, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа обязательства и исполнение не утратило интерес для кредитора.

Таким образом, нормами ГК РФ четко регламентирован порядок прекращения обязательств между хозяйствующими субъектами при возникновении форс-мажорных обстоятельств, а также порядок возмещения ущерба (убытков) от их возникновения.

Эти вопросы необходимо знать любому юрисконсульту предприятия.

Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/2544.html