Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Территориальные управления

Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан

Новости

Об аренде земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Статья 9 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » направлена на регулирование вопросов аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

По мнению ряда исследователей в области земельного права РФ, именно арендные отношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения играют важную роль в развитии аграрной экономики. Считается, что с целью недопущения дальнейшего вывода из оборота пашни и других сельскохозяйственных угодий важное значение приобретает совершенствование арендных земельных отношений, что должно благоприятно отразиться на обеспечении населения страны отечественными продуктами питания, которые должны все более вытеснять импортные, доступ к которым в условиях финансово-экономического кризиса и роста спроса на продукты питания на мировых рынках будет все более затруднителен для российской экономики.

Однако полагаем, что арендные отношения не так важны для развития аграрной политики и экономики страны в целом, поскольку обеспечение развития сельскохозяйственного производства и повышение спроса на продукты питания в мировом масштабе возможны и без развития арендных отношений. Более того, считаем, что развитию сельскохозяйственного производства и сельского хозяйства в целом будет способствовать наличие права собственности у сельскохозяйственного производителя, поскольку в этом случае он не будет материально зависеть от арендодателя.

Пункт 1 статьи 9 ФЗ содержит норму, которая полностью соответствует пункту 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ о том, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть только сформированный земельный участок, то есть земельный участок с выделенными границами, прошедший государственный кадастровый учет. Аналогично данному положению пункт 1 данной статьи предусматривает, что в аренду могут быть переданы только земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет. Различие между этими двумя нормами заключается лишь в том, что статья 38 ЗК РФ касается не только договора аренды, но и договора купли-продажи, в то время как пункт 1 данной статьи и статья 9 в целом распространяются лишь на заключение договора аренды такого земельного участка.

Пункт 2 статьи 9 ФЗ регулирует вопросы подписания договора аренды земельного участка. Однако он касается подписания не только договора аренды, но и соглашения об установлении частного сервитута в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, что не соответствует названию и положениям данной статьи, так как частный сервитут — это право ограниченного пользования лицом чужим земельным участком в интересах данного лица. Иными словами, частный сервитут арендой не является и вопросы подписания соглашения о нем не должны регулироваться комментируемой статьей.

В то же время согласно пункту 2 статьи 9 ФЗ и договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности, и соглашение об установлении частного сервитута могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком. Однако такие сделки могут быть совершены лишь при соблюдении требования о том, что условия договора аренды такого земельного участка и соглашения об установлении частного сервитута соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. Иными словами, общее собрание участников долевой собственности в своем решении должно определенно указать те условия договора и соглашения, которые лицо, уполномоченное решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности, вправе подписывать с целью недопущения превышения таким лицом своих полномочий, злоупотребления ими, действия в своем лишь интересе и нарушения прав иных участников долевой собственности.

Данный Закон предоставлял субъекту РФ право установить минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду. В связи с тем, что в Федеральном Законе №101 не был установлен минимальный срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, во многих субъектах РФ распространялась практика заключения договоров аренды таких земельных участков на срок менее одного года. При этом данные договоры не регистрировались, поскольку в соответствии с действующим законодательством договоры аренды, заключенные на срок менее одного года, не подлежат обязательной государственной регистрации. Поскольку надзор за соблюдением требований земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется раз в три года, выявление и пресечение правонарушений, связанных в том числе с самовольным снятием, перемещением или уничтожением плодородного слоя почвы, порчей земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также захламлением и загрязнением отходами производства и потребления земельных участков, переданных в аренду на срок менее одного года, становилось практически невозможным.

Таким образом, назрела необходимость закрепления на федеральном уровне минимального срока аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий исходя из трехлетнего срока, предусмотренного в отношении проведения проверок в части соблюдения поднадзорными субъектами требований земельного законодательства. Однако установление трехлетнего минимального срока договора аренды для сельскохозяйственных угодий, используемых для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, может стать барьером для использования таких сельскохозяйственных угодий, поскольку в силу природно-климатических факторов осуществление указанных видов деятельности возможно только в короткий временной период (как правило, от трех до шести месяцев). В этой связи было предложено установить, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением отдельных случаев, предусмотренных комментируемым Законом. Данное исключение предложено закрепить в абз. 2 пункта, установив, что для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

Пункт 4 данной статьи регулирует отдельные вопросы содержания договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В частности, в нем может указываться условие о возможной передаче арендатору такого земельного участка в собственность в случае, если он выплатит всю выкупную цену, указанную договором, и если срок действия этого договора истечет.

Такая норма полностью дублирует статью 624 Гражданского кодекса РФ, согласно которой договором аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. При этом если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.

Пункт 5 статьи 9 ФЗ, аналогично пункту 4 комментируемой статьи, содержит норму, дублирующую положение ГК РФ о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок в случае надлежащего им использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и исполнения обязанностей.

Пункт 6 статьи 9 ФЗ определяет площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться у субъекта по договору аренды. Следует отметить, что в отличие от статьи 4 данного Закона, устанавливающей ограничения площади относительно права собственности, пункт 6 статьи 3 определяет, что площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается, тем самым положения пункта 6 статьи 3 ставят в равное положение всех потенциальных и действительных арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как того требует статья 19 Конституции РФ.

Пункт 8 статьи 9 ФЗ содержит норму о праве арендатора земельного участка отдать арендные права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в пределах срока действия договора аренды. Такая передача возможна без согласия собственника данного земельного участка. Однако пункт 8 статьи 9 ФЗ не в полной мере соответствует пункту 5 статьи 22 ЗК РФ, согласно которой при передаче арендных прав на земельный участок без согласия собственника такого земельного участка необходимо уведомление собственника земельного участка и такая передача под залог без согласия собственника земельного участка возможна только при условии, что договором аренды не установлено иное.

Источник: http://narodimira.ru/?p=2401

13 сентября 2017 г.

-->