Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Новости

Версия для печати

Позиция Россельхознадзора о нецелесообразности передачи полномочий в области государственного земельного надзора

31 мая 2017 г.

© Центральный аппарат

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору считает необходимым отразить свою позицию о нецелесообразности передачи полномочий в области государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с предложениями о передаче федеральных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится осуществление государственного земельного надзора.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что государственный земельный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений указанных нормативных правовых актов, передача функций по надзору тому же органу власти, который осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами не только заведомо неэффективна, но и противоречит существующей трехзвенной модели государственного управления, в которой контрольно-надзорные функции отделены от регулятивно-распорядительных.

Более того, включение в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и контрольно-надзорных функций, создаст организационные основы для коррупции, когда органы власти и управления на местах будут выступать не с общегосударственных позиций, а как небескорыстные «проводники» своих интересов.

Экономический «эгоизм» со стороны субъектов Российской Федерации может спровоцировать сокрытие фактов причинения вреда почвам (в том числе и в результате загрязнения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами) как объекту охраны окружающей среды, что будет выражаться в не предъявлении нарушителям претензий на добровольное возмещение вреда, а также в не направлении исков в суды о возмещении нанесенного почвам ущерба.

Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля.

Однако порядок осуществления муниципального земельного контроля и полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, должны быть определены субъектом Российской Федерации. В большинстве регионов не разработаны и не утверждены законы о муниципальном земельном контроле.

Более того, в развитие регионального законодательства на уровне муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие порядки и правила проведения муниципального земельного контроля. В настоящее время из общего количества городских и сельских поселений в стране (20185) соответствующие документы имеются только у 8,5% (или у 1 703).

Кроме того, в соответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 (далее — Правила), в территориальные управления Россельхознадзора в 2016 году поступило 858 проектов планов проверок, проводимых органами местного самоуправления в рамках осуществления муниципального земельного контроля (что составляет 4%). По результатам рассмотрения указанных проектов планов территориальными управлениями Россельхознадзора возвращено на доработку более 50%, в основном, по причине нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к разработке ежегодного плана муниципальных проверок, включая требования к периодичности проведения плановых проверок. Причем на повторное согласование вернулось менее 20% проектов планов.

Органами местного самоуправления в территориальные управления Россельхознадзора в 2016 году направлено более 4,1 тысячи материалов проверок, по результатам рассмотрения более 980 материалов отказано в возбуждении дел об административном правонарушении.

Стоит отметить, что результативность проверок в рамках муниципального земельного контроля в 2016 году составляет 34,4%, тогда как результативность проверок при проведении государственного земельного надзора составляет 45,7%. При этом следует учесть, что органы местного самоуправления муниципальный земельный контроль осуществляют в отношении земель всех категорий, тогда как Россельхознадзор и его территориальные органы — в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Также зачастую органы местного самоуправления сами становятся нарушителями земельного законодательства.

Территориальными управления Россельхознадзора в 2016 году в отношении органов местного самоуправления в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований земельного законодательства проведено более 3,2 тысяч проверок по соблюдению требований земельного законодательства, в ходе которых выявлено 868 нарушений (или 27% от проведенных мероприятий).

Кроме того, Россельхознадзором выявлены многочисленные случаи, принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, на вид разрешенного использования не связанного с сельскохозяйственным производством: за 2014-2016 годы установлено более 890 таких случаев на площади 1,8 тыс. га.

Учитывая изложенное, в Российской Федерации существует объективная необходимость осуществления контрольно-надзорных полномочий в сфере земельных отношений исключительно на федеральном уровне.

Категории: Государственный земельный надзор

Ключевые слова: Государственный земельный надзор, Россельхознадзор, Передача полномочий

Новости по теме

Россельхознадзор проанализировал результаты работы органов местного самоуправления, инициирующих передачу им полномочий федерального ведомства в области земельного надзора  / 14.11.2017

О совместных контрольно-надзорных мероприятиях Россельхознадзора и МЧС России  / 21.04.2017

О совместном приказе Росреестра и Россельхознадзора, принятом в реализацию норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  / 22.03.2017

О действиях Россельхознадзора в связи с обращением Губернатора Калужской области Анатолия Артамонова  / 19.07.2016

О проведении ФГБУ «ВНИИКР» серии выездных лекций в рамках курса «Обеспечение государственного земельного надзора на территории Российской Федерации»  / 24.05.2016

Фильм «ЩИТ ЗЕМЛИ»  / 30.12.2015

О ключевых итогах работы Россельхознадзора в 2015 году  / 29.12.2015

О совместной деятельности территориальных Управлений Россельхознадзора и подведомственных учреждений по отбору и исследованию почвенных образцов за 9 месяцев 2014 года  / 24.10.2014

О работе круглого стола Аналитического центра при Правительстве России «Последствия и риски перехода от категоризации земель к их территориальному зонированию для сельскохозяйственного производства»  / 15.10.2014

-->